Наш край легенд
Наш край легенд
Навигация (только номера заданий)
0 из 14 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Информация
На просторах северной тундры от века уживались друг с другом Земля, олени и человек. Самый загадочный и самый северный народ Европы – саамы. Это народ самобытной культуры, своего рода этнографическая загадка, до сих пор привлекающая к себе внимание исследователей. Хотите приобщиться к народному творчеству саамов, узнать больше о жизни коренного народа Кольского Заполярья? Отгадайте викторину «Наш край легенд», и вам откроются тайны этого древнего, таинственного народа.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 14
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Рубрики
- Нет рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 14
1.
Как называется коренное население Мурманской области?
Правильно
Саамы — это малочисленный североевропейский народ, живущий за полярным кругом. В настоящее время саамы живут на территории России, Финляндии, Швеции и Норвегии. На территории России проживает всего около двух тысяч Кольских саамов. С незапамятных времен саамы вели полукочевую жизнь оленеводов.
По легенде, однажды на землю сошел олений Бог Мяндаш. На земле он встретил человеческую дочь. Девушка полюбилась оленьему Богу, и он взял ее в жены. У них родилось много детей, способных менять человеческий облик на олений. Но вскоре брак не заладился и Мяндаш решил уйти от девушки. Половина детей ушла вместе с ним, а те, что остались с матерью, положили начало саамскому роду.
Этот народ столь необычен, что до сих пор привлекает внимание исследователей и туристов, околдовывает шаманскими чарами, завораживает своей историей, своими традициями и своим образом жизни.
Неправильно
Саамы — это малочисленный североевропейский народ, живущий за полярным кругом. В настоящее время саамы живут на территории России, Финляндии, Швеции и Норвегии. На территории России проживает всего около двух тысяч Кольских саамов. С незапамятных времен саамы вели полукочевую жизнь оленеводов.
По легенде, однажды на землю сошел олений Бог Мяндаш. На земле он встретил человеческую дочь. Девушка полюбилась оленьему Богу, и он взял ее в жены. У них родилось много детей, способных менять человеческий облик на олений. Но вскоре брак не заладился и Мяндаш решил уйти от девушки. Половина детей ушла вместе с ним, а те, что остались с матерью, положили начало саамскому роду.
Этот народ столь необычен, что до сих пор привлекает внимание исследователей и туристов, околдовывает шаманскими чарами, завораживает своей историей, своими традициями и своим образом жизни.
-
Задание 2 из 14
2.
Что такое отгадай:
Ни автобус, ни трамвай,
В них оленей запрягут
Те, по тудре побегут. -
Задание 3 из 14
3.
Им оленей погоняют
Чтоб бежали побыстрей.
Эта палка-погонялка
Называется …Правильно
Хорей — шест, которым погоняют оленей. Его длина от 3 до 5 метров, диаметром 3–4 см, на тонкий передний конец шеста надевается деревянный или костяной шарик, предохраняющий оленей от уколов. Его длина зависит от необходимости доставать и воздействовать на любого оленя из упряжки. Хороший хорей длинен и достигает головы оленя. Воздействие выражается в легких толчках ленивых оленей в зад или в легком поколачивают непослушных по затылку. При необходимости остановки хорей отбрасывается в левую сторону на снег, и олени останавливаются. Вожжу при езде на нарте держат в правой руке, а в левой – хорей.
Саамская пословица: «Бойкому оленю – ягель, а ленивому – хорей».
Неправильно
Хорей — шест, которым погоняют оленей. Его длина от 3 до 5 метров, диаметром 3–4 см, на тонкий передний конец шеста надевается деревянный или костяной шарик, предохраняющий оленей от уколов. Его длина зависит от необходимости доставать и воздействовать на любого оленя из упряжки. Хороший хорей длинен и достигает головы оленя. Воздействие выражается в легких толчках ленивых оленей в зад или в легком поколачивают непослушных по затылку. При необходимости остановки хорей отбрасывается в левую сторону на снег, и олени останавливаются. Вожжу при езде на нарте держат в правой руке, а в левой – хорей.
Саамская пословица: «Бойкому оленю – ягель, а ленивому – хорей».
-
Задание 4 из 14
4.
Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по тудре зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.Правильно
Рога – главное украшение северного оленя – имеют не только самцы, но и самки (важенки). Питаться олени могут не только лишайниками и мхами, но и листьями, грибами, ягодами; при случае могут съесть птичьи яйца и даже мелких животных, любимое лакомство оленей — грибы. Края копыт острые, похожие на совок – это помогает оленям не скользить на льду и лучше раскапывать снег в поисках пищи. Особенность северного оленя, глаза у северных оленей меняют цвет в зависимости от сезона: летом они золотистые, а в период полярной ночи — синие.
Легенда. Говорят, что давным-давно жил в северных краях со своей матерью юноша – бесстрашный и отважный охотник. Но однажды мать юноши сильно заболела, и вылечить ее могла только настойка из пантов оленя. Поэтому отправился охотник за добычей. Долго бродил юноша в поисках оленя и наконец, удача ему улыбнулась. Долго длилась погоня в тундре и, как только охотник натянул тетиву лука и собрался выстрелить в загнанного зверя, олень обернулся и предстал перед парнем в виде обворожительной девушки. Это была богиня, спустившаяся на землю. Влюбившись в охотника, она помогла ему добыть лекарство для больной матери. Позже, поженившись, они счастливо зажили вместе.
Неправильно
Рога – главное украшение северного оленя – имеют не только самцы, но и самки (важенки). Питаться олени могут не только лишайниками и мхами, но и листьями, грибами, ягодами; при случае могут съесть птичьи яйца и даже мелких животных, любимое лакомство оленей — грибы. Края копыт острые, похожие на совок – это помогает оленям не скользить на льду и лучше раскапывать снег в поисках пищи. Особенность северного оленя, глаза у северных оленей меняют цвет в зависимости от сезона: летом они золотистые, а в период полярной ночи — синие.
Легенда. Говорят, что давным-давно жил в северных краях со своей матерью юноша – бесстрашный и отважный охотник. Но однажды мать юноши сильно заболела, и вылечить ее могла только настойка из пантов оленя. Поэтому отправился охотник за добычей. Долго бродил юноша в поисках оленя и наконец, удача ему улыбнулась. Долго длилась погоня в тундре и, как только охотник натянул тетиву лука и собрался выстрелить в загнанного зверя, олень обернулся и предстал перед парнем в виде обворожительной девушки. Это была богиня, спустившаяся на землю. Влюбившись в охотника, она помогла ему добыть лекарство для больной матери. Позже, поженившись, они счастливо зажили вместе.
-
Задание 5 из 14
5.
Как звали саамскую девушку, именем которой названо самое большое озеро нашего края?
Правильно
Существует и легенда о происхождении названия озера. Имандра — имя девушки, дочери охотника, жившего некогда на берегу небольшого озера. Как и отец, дочь охотилась, была быстра, прекрасна, а ее смех будил сонные горы. Однажды ее радостный смех услышал молодой охотник, живший по другую сторону гор. Он пошел на этот смех и увидел Имандру. Зачарованный ее красотой, он забыл, что идет по горам с глубокими ущельями, не мог оторвать взгляда от девушки и упал в пропасть. Имандра стала просить богов оживить юношу, но боги молчали. Она часто приходила в ущелье и плакала и однажды увидела, что одна из скал преобразилась в лицо возлюбленного, но оно так и осталось каменным. Тогда Имандра с отчаяния бросилась в озеро, которое расступилось и стало огромным.
Неправильно
Существует и легенда о происхождении названия озера. Имандра — имя девушки, дочери охотника, жившего некогда на берегу небольшого озера. Как и отец, дочь охотилась, была быстра, прекрасна, а ее смех будил сонные горы. Однажды ее радостный смех услышал молодой охотник, живший по другую сторону гор. Он пошел на этот смех и увидел Имандру. Зачарованный ее красотой, он забыл, что идет по горам с глубокими ущельями, не мог оторвать взгляда от девушки и упал в пропасть. Имандра стала просить богов оживить юношу, но боги молчали. Она часто приходила в ущелье и плакала и однажды увидела, что одна из скал преобразилась в лицо возлюбленного, но оно так и осталось каменным. Тогда Имандра с отчаяния бросилась в озеро, которое расступилось и стало огромным.
-
Задание 6 из 14
6.
Как по-саамски, красивая?
Правильно
«Монча» по-саамски значит «красивая». От этого слова и родилось название одного из самых красивых городов Заполярья — Мончегорска.
Легенда. Ехал молодой саам Сиркэ к любимой своей, попросить замуж за него пойти, а тут колдун на его пути попался и превратил его в камень, чтобы не оживил его никто, разбил этот камень на мелкие кусочки и развеял по тундре и там, где упали эти камни – руды под землей залегли. Узнала про смерть любимого, невеста охотника, заплакала серебряными слезами, и понёс ветер эти слёзы по округе и там, где упали эти слёзы – самоцветы появились. А колдун, расправившись с охотником, к девушке помчался, и так торопился, что не заметил медведя, и угодил к нему в лапы. А то место, где жила красавица Наст до сих пор зовут Монча, значит по саамски – красивая.
Неправильно
«Монча» по-саамски значит «красивая». От этого слова и родилось название одного из самых красивых городов Заполярья — Мончегорска.
Легенда. Ехал молодой саам Сиркэ к любимой своей, попросить замуж за него пойти, а тут колдун на его пути попался и превратил его в камень, чтобы не оживил его никто, разбил этот камень на мелкие кусочки и развеял по тундре и там, где упали эти камни – руды под землей залегли. Узнала про смерть любимого, невеста охотника, заплакала серебряными слезами, и понёс ветер эти слёзы по округе и там, где упали эти слёзы – самоцветы появились. А колдун, расправившись с охотником, к девушке помчался, и так торопился, что не заметил медведя, и угодил к нему в лапы. А то место, где жила красавица Наст до сих пор зовут Монча, значит по саамски – красивая.
-
Задание 7 из 14
7.
Как переводится с русского языка на саамский название «Гусиные горы»?
Правильно
Главный горный массив Лапландского заповедника, Чуна-тундра, вытянут с юга на север почти на 40 километров. В переводе с саамского Чуна-тундра — «Гусиные горы». Главная вершина Чуна-тундры — Эбр-чорр — «Дождевой хребет». 1114 метров над уровнем моря! Это одна из самых высоких точек Кольского полуострова.
Неправильно
Главный горный массив Лапландского заповедника, Чуна-тундра, вытянут с юга на север почти на 40 километров. В переводе с саамского Чуна-тундра — «Гусиные горы». Главная вершина Чуна-тундры — Эбр-чорр — «Дождевой хребет». 1114 метров над уровнем моря! Это одна из самых высоких точек Кольского полуострова.
-
Задание 8 из 14
8.
Как называются жилища саамов?
-
Задание 9 из 14
9.
Где находится саамский районный центр в Мурманской области?
Правильно
На Кольском полуострова саамы в основном живут в Ловозерском районе. Его центром является поселок Ловозеро. С саамского языка переводится — «Село у Сильного озера». Каждое лето в Ловозере проводятся – Саамские игры. Участники соревнуются в гонках на оленьих упряжках, прыжках через нарты, в конкурсах на лучшего арканщика. Но самое необычное соревнование – саамский футбол. Играют в футбол женщины, девочки и даже бабушки. Мяч овальный, из оленьей шкуры. Его отбивают ногами, руками и подолами юбки. Правил нет, главное не пропустить мяч.
Неправильно
На Кольском полуострова саамы в основном живут в Ловозерском районе. Его центром является поселок Ловозеро. С саамского языка переводится — «Село у Сильного озера». Каждое лето в Ловозере проводятся – Саамские игры. Участники соревнуются в гонках на оленьих упряжках, прыжках через нарты, в конкурсах на лучшего арканщика. Но самое необычное соревнование – саамский футбол. Играют в футбол женщины, девочки и даже бабушки. Мяч овальный, из оленьей шкуры. Его отбивают ногами, руками и подолами юбки. Правил нет, главное не пропустить мяч.
-
Задание 10 из 14
10.
Как называется самый известный сборник саамских сказок?
-
Задание 11 из 14
11.
Как в героических сказках зовут воина, защитника саамского народа?
-
Задание 12 из 14
12.
У саамского народа медведь считается умным и священным зверем. Чем наградил Бог по саамской легенде медведя?
Правильно
У саамов существует легенда о том, что вскоре после сотворения мира Бог совершил путешествие по земле саамов. Во время этого путешествия пришёл он к болоту столь широкому и глубокому и топкому, что Бог пройти его не смог. Он позвал волка и попросил его перенести через болото, но волк отказался. После этого пришел олень, бог обратился к нему с той же просьбой; олень ответил, что он сейчас голоден и поэтому ему некогда. Медведь всё это видел и, заметив затруднительное положение Бога, предложил ему сам свои услуги и перенёс через болото. За помощь Бог наградил медведя, дав ему позволение во время самых холодных месяцев зимы наслаждаться спокойным сном; оленя бог осудил на вечную, трудную работу и отдал его человеку; волка он проклял и объявил его свободным охотником.
Неправильно
У саамов существует легенда о том, что вскоре после сотворения мира Бог совершил путешествие по земле саамов. Во время этого путешествия пришёл он к болоту столь широкому и глубокому и топкому, что Бог пройти его не смог. Он позвал волка и попросил его перенести через болото, но волк отказался. После этого пришел олень, бог обратился к нему с той же просьбой; олень ответил, что он сейчас голоден и поэтому ему некогда. Медведь всё это видел и, заметив затруднительное положение Бога, предложил ему сам свои услуги и перенёс через болото. За помощь Бог наградил медведя, дав ему позволение во время самых холодных месяцев зимы наслаждаться спокойным сном; оленя бог осудил на вечную, трудную работу и отдал его человеку; волка он проклял и объявил его свободным охотником.
-
Задание 13 из 14
13.
Как у саамов назывались священный камень, которым они поклонялись и делали приношения?
Правильно
Саами поклонялись сейдам и приносили в дар оленьи рога. Настоящий сейд — это большой валун, опирающийся на несколько маленьких камней так, что между ними остаётся просвет. Издалека кажется, что камень парит в воздухе. Поэтому сейды назвали «летучими камнями». Саами считали, что сейд боится шума, может обидеться и улететь в другое место.
Неправильно
Саами поклонялись сейдам и приносили в дар оленьи рога. Настоящий сейд — это большой валун, опирающийся на несколько маленьких камней так, что между ними остаётся просвет. Издалека кажется, что камень парит в воздухе. Поэтому сейды назвали «летучими камнями». Саами считали, что сейд боится шума, может обидеться и улететь в другое место.
-
Задание 14 из 14
14.
Как называют у саамов сказочные, крошечные, голые существа с мешочками драгоценностей за спиной, живущие под землей.
Правильно
Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.
Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.
Топориком стукнешь по ветви –
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь — он эхом ответит,
И звук улетит за версту.
Когда же по небу заносят
Дождливые тучи ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.
И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,А гномика — нет и следа.
Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит. Ты его не буди.
О.Воронова
Неправильно
Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.
Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.
Топориком стукнешь по ветви –
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь — он эхом ответит,
И звук улетит за версту.
Когда же по небу заносят
Дождливые тучи ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.
И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,А гномика — нет и следа.
Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит. Ты его не буди.
О.Воронова