«Саамские узоры»
«Саамские узоры»
Навигация (только номера заданий)
0 из 18 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
Информация
С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия — страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах и умеют колдовать. Это самый загадочный и самый северный из народов Земли — саамы. Они первые люди, которые пришли на Кольский полуостров примерно 7 тысяч лет назад. Саамы были лучшими проводниками для исследователей Русской Лапландии, знали в тундре каждую гору, каждый камень на ней. Викторина «Саамские узоры» познакомит с саамскими сказками, играми, с бытом, традициями и культурой древнего народа.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 18
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Рубрики
- Нет рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 18
1.
Священное животное у саамов?
Правильно
Медведь считался священным животным и, как у многих других народов Севера, у лопарей существовал целый ритуал, связанный с охотой и поеданием мяса медведя. Медвежье мясо считалось лакомством.
Неправильно
Медведь считался священным животным и, как у многих других народов Севера, у лопарей существовал целый ритуал, связанный с охотой и поеданием мяса медведя. Медвежье мясо считалось лакомством.
-
Задание 2 из 18
2.
Как называлось сырое замороженное мясо, которое для еды саамы нарезали тонкими ломтиками?
Правильно
Саамы издавна употребляли в пищу сырое замороженное мясо, которое для еды нарезали тонкими ломтиками. Это так называемая строганина, известная у многих северных оленеводческих народов. А вяленое мясо заготавливали впрок, на зиму. Для этого мясо нарезали полосами и подвешивали над огнем. Иногда вялили прямо на воздухе. Такое мясо считалось более вкусным. Особенно любили лопари вяленую оленью грудинку. Куски вяленого мяса, пересыпанные солью, хранили в особых корзинах.
Неправильно
Саамы издавна употребляли в пищу сырое замороженное мясо, которое для еды нарезали тонкими ломтиками. Это так называемая строганина, известная у многих северных оленеводческих народов. А вяленое мясо заготавливали впрок, на зиму. Для этого мясо нарезали полосами и подвешивали над огнем. Иногда вялили прямо на воздухе. Такое мясо считалось более вкусным. Особенно любили лопари вяленую оленью грудинку. Куски вяленого мяса, пересыпанные солью, хранили в особых корзинах.
-
Задание 3 из 18
3.
Этот поселок является центром культурной жизни саамов, коренной народности Кольского полуострова.
Правильно
Село Ловозеро является центром культурной жизни саамов, коренной народности Кольского полуострова. В селе проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, его часто называют «столицей русской Лапландии».
Неправильно
Село Ловозеро является центром культурной жизни саамов, коренной народности Кольского полуострова. В селе проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, его часто называют «столицей русской Лапландии».
-
Задание 4 из 18
4.
В какой игре женщины-саами играют в юбках, перемещая по полю тяжелый мяч, сшитый из оленьих шкур?
Правильно
Если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе футболисты защищают мяч, накрывая его подолом юбки. Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились, а не влетели с большого расстояния в ворота.
Неправильно
Если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе футболисты защищают мяч, накрывая его подолом юбки. Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились, а не влетели с большого расстояния в ворота.
-
Задание 5 из 18
5.
Кто такие нойды у саамов?
Правильно
Саамы — самые сильные колдуны. Исторический факт: в 1584 году лапландских колдунов-нойдов приглашал к себе Иван Грозный для объяснения небесного знамения – кометы. Тогда нойды предсказали царю скорую смерть. На Руси всегда бытовало мнение о саамах как об опасных чародеях и ведунах, способных открывать будущее.
Неправильно
Саамы — самые сильные колдуны. Исторический факт: в 1584 году лапландских колдунов-нойдов приглашал к себе Иван Грозный для объяснения небесного знамения – кометы. Тогда нойды предсказали царю скорую смерть. На Руси всегда бытовало мнение о саамах как об опасных чародеях и ведунах, способных открывать будущее.
-
Задание 6 из 18
6.
Как называется переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок?
Правильно
Кувакса имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума.
Неправильно
Кувакса имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума.
-
Задание 7 из 18
7.
Сколько цветов изображено на саамском флаге?
Правильно
Четыре цвета флага — цвета гакти, традиционного саамского костюма. Флаг разделён по вертикали на красную и синюю части, линии разделения зелёная и жёлтая, на них наложено сине-красное кольцо. Круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.
Неправильно
Четыре цвета флага — цвета гакти, традиционного саамского костюма. Флаг разделён по вертикали на красную и синюю части, линии разделения зелёная и жёлтая, на них наложено сине-красное кольцо. Круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.
-
Задание 8 из 18
8.
Как в саамских сказках называются маленькие волшебные человечки, похожие на гномов?
Правильно
Героями большого количества сказок саамов являются чахкли – маленькие волшебные человечки, похожие на гномов. Ростом они человеку по колено, живут точно так же, как саами, только под землей. Там у них есть свои поселения (погосты), дома (вежи), карликовые олени и т.д. Чахкли владеют подземными богатствами. У них много золота и драгоценностей. Но живут они очень просто и скромно. У них нет даже одежды. Будто бы, они постоянно хихикают и странно говорят – теми же словами, что люди, только в обратном порядке, т.е. «задом наперед».
Неправильно
Героями большого количества сказок саамов являются чахкли – маленькие волшебные человечки, похожие на гномов. Ростом они человеку по колено, живут точно так же, как саами, только под землей. Там у них есть свои поселения (погосты), дома (вежи), карликовые олени и т.д. Чахкли владеют подземными богатствами. У них много золота и драгоценностей. Но живут они очень просто и скромно. У них нет даже одежды. Будто бы, они постоянно хихикают и странно говорят – теми же словами, что люди, только в обратном порядке, т.е. «задом наперед».
-
Задание 9 из 18
9.
Что привязывают к люльке, когда в семье у саамов появляется мальчик?
Правильно
«Китткэмь» — саамская люлька – корытце из цельного куска дерева имелась в каждом саамском доме. Под голову ребенку подкладывали маленькую подушечку, набитую оленьей шерстью или пухом куропатки, а самого его укрывали кусочками мягких оленьих шкур. К люльке мальчика саамы подвешивали обычно маленькие лук и стрелы, сделанные из олова или оленьего рога, а для девочки — кусочки цветного сукна, украшения из бисера, перламутровые пуговки, крылышки и лапки белой куропатки. Кроме того, в люльку и мальчику, и девочке в качестве оберега клали зубы лося, иголку и серебряные монетки, а также немного овсяной крупы для обеспечения достатка в их будущей жизни.
Неправильно
«Китткэмь» — саамская люлька – корытце из цельного куска дерева имелась в каждом саамском доме. Под голову ребенку подкладывали маленькую подушечку, набитую оленьей шерстью или пухом куропатки, а самого его укрывали кусочками мягких оленьих шкур. К люльке мальчика саамы подвешивали обычно маленькие лук и стрелы, сделанные из олова или оленьего рога, а для девочки — кусочки цветного сукна, украшения из бисера, перламутровые пуговки, крылышки и лапки белой куропатки. Кроме того, в люльку и мальчику, и девочке в качестве оберега клали зубы лося, иголку и серебряные монетки, а также немного овсяной крупы для обеспечения достатка в их будущей жизни.
-
Задание 10 из 18
10.
Что стелили саамы на дно детской колыбели?
Правильно
Мох растет по всей Лапландии, имеет красный оттенок, очень мягкий и нежный на ощупь. Именно для этих целей его собирают и сушат в больших количествах. Новорожденного кладут голым на этот мох и сменяют его по мере необходимости.
Неправильно
Мох растет по всей Лапландии, имеет красный оттенок, очень мягкий и нежный на ощупь. Именно для этих целей его собирают и сушат в больших количествах. Новорожденного кладут голым на этот мох и сменяют его по мере необходимости.
-
Задание 11 из 18
11.
Что означает в саамской вышивке этот элемент?
Правильно
Голова оленя. Как правило, вся саамская одежда украшена орнаментом. Поверхность моря изображается волнистой линией. А простая петелька может быть северной птицей и человеком, и сопкой.
Неправильно
Голова оленя. Как правило, вся саамская одежда украшена орнаментом. Поверхность моря изображается волнистой линией. А простая петелька может быть северной птицей и человеком, и сопкой.
-
Задание 12 из 18
12.
Это животное для саама — и пища, и одежда, и постель, и жилище.
Правильно
Саамы — «олений народ». Олень для саама – это жизнь! Это транспорт, валюта, одежда, еда. Оленьим аппетитам и был подчинен уклад жизни народа: бесконечные кочевки. На зиму лопари останавливались в южных районах тундры. Там, где было достаточно ягеля для оленей. Весной перебирались к озерам и на морское побережье. Через 20-30 лет после истощения пастбищ места стоянок меняли.
Неправильно
Саамы — «олений народ». Олень для саама – это жизнь! Это транспорт, валюта, одежда, еда. Оленьим аппетитам и был подчинен уклад жизни народа: бесконечные кочевки. На зиму лопари останавливались в южных районах тундры. Там, где было достаточно ягеля для оленей. Весной перебирались к озерам и на морское побережье. Через 20-30 лет после истощения пастбищ места стоянок меняли.
-
Задание 13 из 18
13.
Как назывались священные камни у саамов?
Правильно
Сами саамы считали священные камни окаменевшими нойдами (шаманами). Саамы считали, что и после превращения в камень нойды могли оказывать влияние на судьбы простых людей, поэтому их следовало почитать, не сердить, ничем не обижать.
На западном берегу Умбозера почитался камень, называемый Лейб-кедьк, то есть Хлебный камень. Встречались камни с названием Акка (Старуха), Мяндаш-кедьк (Дикий олень) и другие. Считалось, что Старуха, которая находилась на одном из островов Ловозера, ведала погодой, поэтому охотники, отправляясь на промысел, подносили ей дары в виде кусочков пищи, рыбы или каких-либо ценных предметов.Неправильно
Сами саамы считали священные камни окаменевшими нойдами (шаманами). Саамы считали, что и после превращения в камень нойды могли оказывать влияние на судьбы простых людей, поэтому их следовало почитать, не сердить, ничем не обижать.
На западном берегу Умбозера почитался камень, называемый Лейб-кедьк, то есть Хлебный камень. Встречались камни с названием Акка (Старуха), Мяндаш-кедьк (Дикий олень) и другие. Считалось, что Старуха, которая находилась на одном из островов Ловозера, ведала погодой, поэтому охотники, отправляясь на промысел, подносили ей дары в виде кусочков пищи, рыбы или каких-либо ценных предметов. -
Задание 14 из 18
14.
Чем вышивали саамы?
Правильно
В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки.
Неправильно
В традициях саамских женщин — шитье и вышивка бисером. Летняя обувь, головные уборы, оленья упряжь обязательно украшались узорами бисерной вышивки.
-
Задание 15 из 18
15.
Как назывался женский летний головной убор у саамов?
Правильно
Шамшура — летний головной убор, который носили замужние женщины. По форме похож на русский кокошник.
Неправильно
Шамшура — летний головной убор, который носили замужние женщины. По форме похож на русский кокошник.
-
Задание 16 из 18
16.
Как назывались у саамов летняя обувь с загнутыми вверх носами?
Правильно
Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Летние низкие сапоги каньги одевали для передвижения в переселениях, а зимние высокие сапоги — яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Неправильно
Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Летние низкие сапоги каньги одевали для передвижения в переселениях, а зимние высокие сапоги — яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
-
Задание 17 из 18
17.
Назовите священный атрибут у саамов.
Правильно
Саамский бубен нойда при помощи своего инструмента нойд, мог проходить сковь ярусы миров, путешествовать по ним с определенной целью. Он мог спрашивать ответ у духов, разыскивать в мирах украденную злыми духами часть души больного человека, мог перемещаться свободной душой (у саама их две) на огромные расстояния в поисках пропавших и заблудших и т.п. Бубен служил своеобразным проводником, «оленем», перемещавшим, переносившим на себе нойда. Считалось, что после смерти нойд превращался в камень, священный камень саамов, сейд, и продолжал служить людям после своего ухода.
Неправильно
Саамский бубен нойда при помощи своего инструмента нойд, мог проходить сковь ярусы миров, путешествовать по ним с определенной целью. Он мог спрашивать ответ у духов, разыскивать в мирах украденную злыми духами часть души больного человека, мог перемещаться свободной душой (у саама их две) на огромные расстояния в поисках пропавших и заблудших и т.п. Бубен служил своеобразным проводником, «оленем», перемещавшим, переносившим на себе нойда. Считалось, что после смерти нойд превращался в камень, священный камень саамов, сейд, и продолжал служить людям после своего ухода.
-
Задание 18 из 18
18.
Что служило игрушками у саамских детей?
Правильно
Косточки оленя служили игрушками для саамских детей. Не только тепло приносили олени. Из костей и копыт делают украшения и амулеты (саами — очень суеверный народ), а из рогов делают петли для арканов, рукоятки для ножей, столовых приборов и сувениры. Саами всегда почитали оленя как священное животное, поклонялись ему. Не случайно одним из древнейших праздников народов Крайнего Севера был День оленя.
Неправильно
Косточки оленя служили игрушками для саамских детей. Не только тепло приносили олени. Из костей и копыт делают украшения и амулеты (саами — очень суеверный народ), а из рогов делают петли для арканов, рукоятки для ножей, столовых приборов и сувениры. Саами всегда почитали оленя как священное животное, поклонялись ему. Не случайно одним из древнейших праздников народов Крайнего Севера был День оленя.